Церковь Василия на Горке

Назад

Церковь Василия на Горке

г. Псков, Октябрьский пр-т, 5


Историческая справка

Святитель Василий Великий родился около 330 года в городе Кесарии Каппадокийской (Малая Азия), в благочестивой христианской семье Василия и Емилии. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, из которых пять причислены Церковью к лику святых.

Первоначальное образование святой Василий получил под руководством своих родителей и бабки Макрины, высокообразованной христианки. После смерти отца и бабки святитель Василий отправился для дальнейшего образования в Константинополь, а затем в Афины.

Здесь он пробыл около пяти лет, в совершенстве изучив разнообразные науки — риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину. Около 357 года святой Василий вернулся в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику.

Святитель Василий Великий

Чувствуя призвание к духовной жизни, он решил отправиться туда, где процветало подвижничество. С этой целью святитель предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину. После этого святой Василий совершил паломничество в Иерусалим, где поклонился святым местам земной жизни Спасителя.

Святитель Василий Великий – Вселенский святитель и учитель. Наименование «Великий» дано ему за большую деятельность во благо Церкви. Неутомимый борец за чистоту православной веры, он соединил в себе богословское знание, философскую мудрость и иноческое подвижничество. Василий Великий известен как покровитель монахов, музыкантов и садоводов.

К его образу обращаются за помощью в учении, просветительстве, начале нового дела и въезде в новый дом. Святитель Василий Великий является небесным покровителем просветителя Русской Земли — святого равноапостольного великого князя Владимира, нареченного в Крещении Василием. Святой Владимир глубоко чтил своего Ангела и в честь его построил на Руси несколько храмов.

Храм святителя Василия Великого (на Горке) – едва ли не самый известный памятник архитектуры XV–XVI вв. Промыслом Божиим ему суждено было сохраниться до наших дней, несмотря на многочисленные попытки разрушения.

Горка, на которой живописно возвышается храм, окруженный зеленью деревьев, в древности представляла как бы островок посреди обширного болота. У самого подножия горки протекал ручей Зрачка, позже превращенный в улицу Пушкинскую.

В 1597 г. горка в летописях уже именуется Васильевой. В летописях под 1415 записано: "В лето 6921 поставлена бысть церковь камена святого Василья на Горке". Эту же дату подтверждает и первая Псковская летопись.

Далее Псковские летописи упоминают о церкви Василия на Горке под 1562 годом по случаю большого пожара. "Лета 7070-го таков пожар не бывал николи в Пскове... а так же бог помиловал... да Василия Великого...".

Храм Василия на Горке (40-50-е годы XVI века) стоял на высокой Васильевской горке у самой стены Среднего города. Рядом высилась четырехугольная Васильевская башня, над которой была надстроена звонница. По преданию, на этой звоннице висел сполошлый колокол, поднимавший весь город в случае беды. В 1581 году осадный ("Сполошный") колокол оповестил горожан о наступлении войск Стефана Батория.

Короткая древняя улица Враговка, ведущая от Печерского подворья и церкви Николы на Усохе к Трупеховским воротам Среднего города, огибала храм Василия на Горке, давая возможность любоваться им с разных сторон.

"8 сентября 1581 г. в 5 часу дня, тогда... войско Батория двинулось на приступ... Увидя "великие многие полки с знаменами на проломанные места идуще, государевы бояре и воеводы и все воинские люди и псковичи в осадны колокол звонити висяще в среднем городе на стены градовной у великого Василья на Горке... весть дающе литовского к городу приступа всему псковскому народному множеству...". "

Первое строительство храма свт. Василия Великого (на Горке) датировано 1337 годом.

В 1375 году по берегу ручья была сооружена стена Среднего города. Она проходила как раз возле церкви и тут же стояла башня, с которой открывался вид на далекое пространство.

Основателем церкви является купец Кристофер Карел Дол (ь), немец по происхождению, родоначальник известных псковских родов Яхонтовых, Свечиных, Левшиных.

В древних рукописях приводятся сведения о том, что Немчин Доль приехал во Псков из своей вотчины Гдова… Здесь он крестился под именем Василия, Гдов передал Псковскому Князю Александру Михайловичу (1326-36 (7)) и построил каменную церковь во Пскове, у Труперховских ворот, во имя Василия Великого. При храме Василий Доль устроил южный предел в честь св. прав. Алексея Человека Божия, тезоименитого его сыну. В честь жены и дочери воздвиг в 1377 году храм мц. Анастасии Римляницы.

Северный предел храма, апостола и евангелиста Иоанна Богослова, был построен позже в 1585-87 гг. XVI века и имел пристройку, не сохранившуюся до наших дней, в виде часовни-усыпальницы, по форме напоминающей часовню храма Николы со Усохи.

XVI-ым веком датируется и сооружение подцерковья – подклета (нижнего этажа церкви), в котором в 2002 году при проведении ремонтно-восстановительных работ была обнаружена «домовинка» — детский гробик с останками 2-х летнего ребенка XVI-XVII вв. в очень красивых башмачках: из кожи, с загнутыми носами, судя по которым он принадлежал к знатному роду.

Наряду с широко развернувшимся строительством одним из значимых событий первой четверти XVI века явилась роспись храмовой иконы Тихвинской Божией Матери с акафистом в 24 клеймах – небольших прямоугольниках на иконе, иллюстрирующих житие Пресвятой Богородицы. Эта икона была встроена в один из верхних ярусов древнего иконостаса.

Ныне же находится в Псковском музее-заповеднике. О судьбе других почитаемых икон храма – Казанской Божией Матери, свт. Василия Великого, свт. Николая Чудотворца с житием (древне византийской иконописи), иконе XVII века Распятии – ничего неизвестно.

В начале XVI века (1533 г.) для храма к празднику Рождества Пресвятой Богородицы были отлиты и первые колокола — 20-ти и 15-ти пудовые по заказу старост города, воеводы и соседей церкви. Место нахождения древних колоколов, как впрочем, и тех, которые их заменили в 1920 г. (40-ка, 20-ти и 12-ти пудовые), так же неизвестно.

В отличие от XVI века – эпохальной вехи расцвета и приобретений в истории церкви свт. Василия Великого, XVII и XIX века являются периодом лишений и лихолетий. С ними пришли попытки к разрушению храма, потеря древней утвари и, наконец, его закрытие. В 1786 году храм, ввиду малочисленности прихода, был приписан к церкви Николы со Усохи. А в 1820 г. в числе других церквей Пскова назначена к уничтожению: "К уничтожению назначается ... церковь Василия Великого. Кровля на оном ветха, в стенах и сводах трещины, стоит в заулке, прихода не имеет..." (Из рапорта губ.архитектора Франца Ябса Псковскому губернатору.)

Далее из того же документа следует: "На главе церкви Василия Великого крыша из чешуи, сгнивши, при оной придел вроде кладовой каменной, ветхой и крыши сгнивши, при которой церкви каменная стена на лицевую улицу вовсе ветхая и угрожает падением.

Однако из документов 1829 г. следует: "Иоакимо-Аннинскую и Василия Великого с Горки, яко оставленные в своем существовании... дозволено починкой исправить".

В 1830 г. упала от ветхости северная теплая придельная церковь Алексея Человека Божьего, а к 1857 г. вся церковь, в том числе и придел были возобновлены.

С 1875 года храм выкуплен настоятелем Крыпецкого монастыря, приписан к Иоанно-Богословскому Крыпецкому монастырю и является его подворьем в Пскове до закрытия обители. Раз в год из монастыря приходил крестный ход, все остальное время церковь пустовала.

В 1896 г. был произведен ремонт церкви, в результате которого четверик, придел и колокольня "были покрыты новым листовым железом и окрашены медянкою". "Тогда же храм увенчан куполом с крестом".

Из описания церкви 1915 г. следует: - "... при сей церкви нет ни часовни, ни ризницы и нет библиотеки. Все нужное для богослужения во время крестного хода привозится из монастыря. (Крыпецкого)... В главном холодном храме... особо чтимая икона св.Василия Великого старинной живописи в серебряной ризе и позлащенным венцом..."

В клировой ведомости 1920 г. - опись колоколов ц.Василия на Горке. "Первый - 40 пудов второй - 30 пудов 3-й и 4-й - по 12 пудов и два под звонка по 1 пуду. Один из подзвонков был разбит и увезен в монастырь (Крыпецкий).

С 1921 года службы в храме прекратились по распоряжению советской власти. Долгое время этот Божий Дом безмолвствовал, использовался в качестве хранилища документов. И лишь спустя 82 года богослужения в церкви Василия Великого (на Горке) были возобновлены. Такой поистине великий подарок был сделан псковичам городской властью к 1100-летнему юбилею со дня первого упоминания Пскова в летописях.

Под 1921 г. значится: "В настоящее время все имущество (принадлежащее церкви), состоит в управлении домового комитета, а церковь взята на учет Псковским Губернским археологическим обществом по охране памятников искусства и старины".

Прежде всего изменению подверглось покрытие храма. Первоначальное покрытие церкви было позакомарным, перекрытым по 3-м полукружиям с каждого фасада. Это предположение подтвердилось при расчистке одного из карманов покрытия четверика (юго-западного), где западная закомара повторяет наружный абрис соответственного свода в интерьере, а южная закомара - ложная, существующая в кладке южной стены четверика. Ее абрис хорошо прослеживается. Хорошо видны следы водостоков: угловых и в стенах между закомарами. Найденные гвозди, остатки дерева и сопоставление разниц в отметках верхнего подпружного свода и следов центральных закомар на фасадах дают основание полагать, что покрытие закомар было по деревянным кружалам и обрешетке.

Сохранившиеся на стенах четверика пяты завершений центральных закомар соответствуют абрису и отметкам повышенных сводов церкви, "что отвергает предположение исследователей о ступенчатости центральных закомар".

Значительно переделан и упавший по ветхости в 1830 г. и возобновленный в 1857 г. северный Алексеевский придел. Скорее всего, это могла быть бесстолпная с повышающимися к световому барабану сводами церковка, построенная за одну связь с основным объемом храма - четвериком.

С западной стороны к церкви примыкает крытая паперть, пристроенная, очевидно, позже. Из колокольни видна наружная обработка средней части паперти, повышающимися лопастными арками, следовательно, есть данные предполагать, что покрытие паперти было пощипцовым.

"На западной стене северного придела до ремонта, проводившегося в 1948-1950 г.г. была видна пята арки, судя по которой можно предполагать, что первоначальная галерея во втором ярусе (приделов) была открытой, с широкими проемами.

На северной стене придела до его оштукатурки были видны внизу остатки пят двух арок, указывавшие, что к нему примыкала пристройка с широкими открытыми проемами, перекрытыми арками...

Западная часть храма совершенно искажена, к ней в ХVIII в. пристроена неуклюжая каменная колокольня, к которой примыкает еще более новая деревянная лестница...

За ХVIII в. этот выдающийся памятник творчества псковских каменщиков пришел в такую ветхость, что "по неудобности к исправлению и безобразному виду" был назначен на слом.

Лишь по счастливой случайности он не был уничтожен. При ремонтах XIX в. он потерял старый иконостас, а затем и резной клирос ХVII в.

Глава на храме целиком сделана в XIX в.

Следуя псковским летописям, Бог помиловал церковь в 1562 г. от пожара «доколе не виданного» в Пскове. В XVIII и VIX вв. она не была превращена в развалины, когда пришла в такую ветхость, что «по неудобности к исправлению и безобразному виду» была назначена на слом.

И, наконец, в наши дни после многочисленных поджогов 2002 года, вновь устоял и сейчас красуется своим великолепием и убранством.

Ремонтно-реставрационные работы храма в 2003-2004 годах

3 декабря 2003 года на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы с благословения Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия в храме состоялась первая служба. С этого времени начался новый этап возрождения церкви. Храм работает ежедневно с 8.00 до 19.00 часов. Богослужения проходят ежедневно. Настоятелем церкви св. Василия Великого (на Горке) является протоиерей Андрей Большанин.

Фото 2006 года

Фото 2011 года

Роспись храма (фрагменты). 2012 год

Некоторые события из истории храма и города Пскова

1327 г.
• Великий Князь Александр Михайлович Тверской, убегая от татар, принял княжение во Пскове, а через 3-и года удалился от них в Литву к сроднику своему Гедемину, Великому Князю Литовскому, и опять возвратился к ним в 1331 г.

1331 г.
• Великий Князь Александр Михайлович Тверской, возвратился во Псков из Литвы.


1331-37 гг. • к Великому Князю Александру Михайловичу выехал из Курляндии во Псков какой-то знаменитый Немец, именем Доль, и сделался первостепенным чиновником Двора его.

1337 г.
• построен 1-ый деревянный храм.
• Великий князь Александр Михайлович Тверской оставя Псков, поехал в Орду и там был убит.

1370-х гг.
• строительство каменной крепостной стены Среднего города. Стена проходила у самого храма, а на башне рядом с ним, висел «сполошный» колокол.

1377 г.
• храм расписали.
• Василий Доль построил каменную церковь св. мц. Анастасии Римлянины, тезоименитой его жене и дочери.

1397 г.
• посадник Ефрем со псковичами построил костер (башню) на Васильеве горке. На башне висел «сполошный» колокол, призывавший к оружию защитников Пскова во время нападения врага.

1413 г.
• построили новый каменный храм. Псковская летопись сообщает: «Свершена бысть церковь иже во святых отца нашего Василия Кесарийского на Василиеве горке».

1415 г.
• в летописях записано: «в лето 6921 поставлена бысть церковь камена святого Василья на Горке».

1418 г.
• замостили Великую улицу.

1426 г.
• 1-ое упоминание в летописи Трупеховой улицы. 1-ая четв. XVI в.
• написана храмовая икона Тихвинской Божией матери, с Акафистом.

8.09.1533 г.
• отлиты 20-ти 15-ти пудовые колокола на храм с надписью.

26.06.1535 г.
• в тюрьму, возле церкви, посадили Татарских жен.

1562 г.
• «Лета 7070-го таков пожар не бывал николи в Пскове … а так же Бог помиловал … да Василия Великого …». В 17-ом часу

8.09.1581 г.
• колокол, на башне у храма, оповестил псковичей о приступе войск Стефана Батория.

1585-87 гг.
• построен северный придел.

1597 г.
• горка в летописях уже именуется Васильевой.

XVI-XVII вв.
• в южной стене, в палатке храма захоронен 2-х летний ребенок.

XVII в.
• переделаны галереи;
• изготовлен резной клирос;
• сделано Евангелие для храма;
• написана икона Распятие.

1674 г.
• написаны для храма:
• минея общая;
• минея праздничная.

4.04.1675 г.
• отлит 5-ти пудовый колокол на храм с надписью.

1677 г.
• отлит 15-ти пудовый колокол на храм с надписью.

Кон. XVII-нач. XVIII вв.
• небольшая перестройка;
• сделан кованый железный крест на главке северного придела.

XVIII в.
• сооружена колокольня близ места, где в первое время находилась звонница.
• храм «по неудобности к исправлению и безобразному виду» был назначен на слом. Лишь по счастливой случайности он не был уничтожен.

1774 г.
• сохранилась Квитанция в получении подушных денег.

1786 г.
• храм, в виду малочисленности прихода, приписан к церкви Николы со Усохи.

XIX в.
• при ремонтах храм утратил:
• старый иконостас;
• резной клирос XVII в.

1820 г.
• храм «К уничтожению назначается … церковь Василия Великого. Кровля на оном ветха, в стенах и сводах трещены, стоит в заулке, прихода не имеет …». (Из рапорта губ. Архитектора Франца Ябса Псковскому губернатору). Далее из того же документа следует: «На главе церкви Василия Великого крыша из чешуи, сгнивши, при оной придел вроде кладовой каменной, ветхой и крыши сгнивши, при которой церкви каменная стена на лицевую улицу вовсе ветхая и угрожает падением».

1829 г.
• «Иоакимо-Аннинскую и Василия Великого с Горки, яко оставленные в своем существовании … дозволено починкой исправить».

1830 г.
• упала от ветхости северная теплая придельная церковь Алексея Человека Божьего.

1857 г.
Храм:
• снаружи отремонтировали;
• целиком переделали главу;
• к колокольне пристроили деревянную лестницу, укрытую тамбуром;
• сделаны необычно большие окна в:
• 2-х апсидах главного алтаря;
• апсиде северного предела;

1875 г.
• храм приписан к Крыпецкому монастырю, и являлся его подворьем до закрытия обители.
• по ходатайству игумена Николая, с разрешения Святейшего Синода, на монастырские средства за шесть тысяч (6000) рублей от крестьянина Петра Стекольникова куплены:
• дом с флигелем;
• сараи;
• сад;
• само место.

1878 г.
• составлен план Крыпецкого подворья, псковским уездным землемером Глаголевым, по сему плану значится земли 356 квадратных сажень.

1896 г.
• произведен ремонт:
• «покрыты новым листовым железом и окрашены медянкою»:
• четверик;
• придел;
• колокольня.
• «тогда же храм увенчан куполом с крестом».

1900 г.
• В «Клировых ведомостях» отмечено, что в храме:
• сохранялся «старинный клирос».
• устроены:
• караулка каменная, для церковного сторожа, с восточной стороны;
• 2-а подвала под храмом.
• на колокольне находятся:
• 2-а колокола;
• 2-а позвонка,
век их неизвестен, неизвестно и кем они приобретены.
Ученые предполагают, что колокольня имела 3-и колокола весом в:
• 20 пудов, 1533 г.;
• 15 пудов, 1677 г.;
• 5 пудов, неизвестного времени.
Все колокола с надписями.

1914 г.
• В иконостасе, в 1-ом ярусе находились иконы:
• с южной стороны Царских врат:
1. Св. Троицы;
2. Свт. Василия Великого;
• с северной стороны:
1. Казанской Божьей Матери;
2. Св благ. кн. Всеволода-Гавриила Псковского с моделъю Троицкого собора в руке. По сторонам написаны свв. Борис и Глеб.
• на остальных ярусах иконостаса и храма тридцать пять икон:
• икона Богоматерь Тихвинская с Акафистом.
• в северном приделе:
• Свт. Николая Чудотворца с житием.
• в алтаре находилась:
• икона Распятие XVII в.
• в описаниях интерьера храма упоминается:
• оловянная дарохранительница;
• Евангелие, XVII в.;
• минея общая, 1674 г.;
• минея праздничная, 1674 г.;
• «Квитанции в получении подушных денег» 1774 г.
• При церкви имеется подворье Крыпецкого монастыря, состоящее из:
• каменного 2-х этажного дома;
• 2-х одноэтажных флигелей;
• каменная кладовая;
• 3-и деревянных сарая, покрытых толью;
• небольшой фруктовый сад.

1915 г.
• «при церкви нет:
• часовни;
• ризницы;
• библиотеки.
Все нужное для богослужения во время крестного хода привозится из монастыря. … В главном холодном храме … особо чтимая икона св. Василия Великого старинной живописи в серебряной ризе и позлащенным венцом…»

1920 г.
• опись колоколов:
1. 1-ый – 40 пудов;
2. 2-ой – 30 пудов;
3. 3-ий – 12 пудов;
4. 4-ый – 12 пудов;
5. 1-ый подзвонок – 1 пуд;
6. 2-ой подзвонок – 1 пуд.
• Один из подзвонков был разбит и увезен в Крыпецкий монастырь.

1921 г.
Храм:
• закрыли;
• все церковное имущество передали в распоряжение домового комитета;
• в храме разместили склад.
«В настоящее время все имущество (принадлежащее церкви), состоит в управлении домового комитета, а церковь взята на учет Псковским Губернским археологическим обществом по охране памятников искусства и старины».

14.11.1923 г.
• президиум Псковского губисполкома переименовал Великолуцкую улицу в Советскую.

11.1923 г.
• постановлением президиума губисполкома, Сергиевская улица была переименована в Октябрьскую.

1941 г.
• храм передается общине старообрядцев Поморского согласия, после оккупации Пскова немецко-фашистскими войсками.

1944 г.
В результате прямого попадания бомбы:
• сильно поврежден северный придел;
• главка, северного придела, уничтожена;
• разбит северо-восточный угол четверика;
• повреждены кровли.

1947 г.
• храм вторично закрывают.

1948-1950 гг.
На западной стене северного придела, до ремонта, была видна пята арки, судя по которой можно предполагать, что первоначальная галерея во 2-ом ярусе была открытой, с широкими проемами.
В храме проведены ремонтно-реставрационные работы:
• восстановлен северный придел,
но без главки;
• сменено покрытие главного купола.

13.05.1959 г.
• образован Октябрьский проспект, в результате объединения Октябрьской улицы и Пролетарского бульвара по решению исполкома Псковского городского Совета депутатов трудящихся.

1965 г.
• храмовую Тихвинскую икону Божией Матери XVI в. передали в Псковский музей-заповедник из Троицкого собора г. Пскова.
Кон. 1980-х гг.
• в храме предполагалось разместить музей миниатюры.
Многие годы.
• храм использовался, как хранилище документов, его арендовал у псковского музея-заповедника областной архив.

2000 г.
• храм перешел на баланс научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры.
Недавно
• оставлен без охраны:
• убрали сторожа;
• сняли сигнализацию.
• превратился в прибежище:
• наркоманов;
• бездомных мальчишек.

5.08.2002 г., 23 ч. 33 м.
• на центральный пункт приема сообщений 01 поступила информация о возгорании храма.
• на тушение пожара выехали пожарные:
• 2-ой пожарная часть;
• 3-ой пожарная часть г. Пскова;
• вместе с начальником отряда государственной противопожарной службы города Виталием Дюрановым.
• тушение заняло около 5 часов.
• огонь:
• укрылся в перекрытиях, оттуда
• растекся по балкам, к которым крепились колокола
• проник под кровли южного придела и притвора.
• металлический купол колокольни:
• оплавился;
• просел.
• в результате тушения пожара:
• обрушилась южная стена;
• рухнул свод.

6.08.02 г. (вторник).
• на поджигателей заведено уголовное дело.
• крест с колокольни хранится в милиции

9.08.02 г., 8.00 (пятница)
• повторный поджег церкви
• возгорание снова произошло в куполе колокольне.
• от огня сильно пострадала кровля.

10.08.02 г. (ночь с пятницы на субботу).
• рухнула часть стены южного придела.
• для проведения реставрационных работ требовалось 2,5 млн. р.
• Проект реставрации храма был представлен Псковским институтом «Спецпроектреставрация».

• реставрацию храма было решено закончить в 2003 г., к празднованию 1100-летия первого упоминания Пскова в летописи.
• бригада каменщиков-реставраторов, под руководством Алексея Ефимова, при укреплении южной стены, в палатке храма нашли детский гробик с останками захоронения XVI-XVII вв.

Храм передан Церкви в сентябре 2003 года, с незаконченным ремонтом.
В южном и северном приделах ремонт не был завершен, остались:
- капитальные трещины на своде и стенах;
- леса;
- строительный мусор.
В подцерковье, до пожара, находился археологический склад. После пожара там остались груды мусора, костей и пр.

1. ПЕРЕЧЕНЬ РЕМОНТНО-РЕСТАВРАЦИОННЫХРАБОТ, ПРОВЕДЕННЫХ В 2003-2004 ГОДАХ.

К празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы 2003 г., было сделано:
1. косметический ремонт:
• четверика;
• притвора;
• крыльца.
2. установлены 4-е новые окна;
3. установлены 2-створчатая железная дверь;
4. сделана электропроводка;
5. установлена печь – “Бурельян”;
6. установлен гранитный жертвенник (плита толщиной 100 мм);
7. установлен временный иконостас.
3 декабря 2003 года, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, состоялось первое богослужение после 1921 года, когда храм был закрыт по распоряжению Советской власти.

За период 2004 год были проведены следующие ремонтно-востановительные работы:

1. пробурена скважина (глубина 12 м, питьевая вода);
2. к храму подведены и осуществлена разводка:
• воды;
• канализации;
• газа;
3. проведена система отопления;
4. установлены 4-е новые окна;
5. установлена новая 2-створчатая остекленная дверь;
6. утеплена крыша над:
• притвором;
• приделами:
- южным;
- северным.
7. проведен ремонт южного придела:
• инъектирован свод;
• стены:
- выченины;
- оштукатурены.
• убран строительный мусор.
8. проведен ремонт северного придела:
• сделан деревянный потолок, под штукатурку;
• в алтарной части сделаны деревянные своды, под штукатурку;
• сделана котельная с западной стороны придела, (отгорожено 5 кв. м стеной в полкирпича с филенчатой дверью);
• алтарная часть перегорожена капитальной стеной, согласно проекта;
• на полу сделана цементная стяжка;
9. убран мусор из подцерковья.
10. оборудована колокольня:
• убран мусор, который остался после пожара;
• сделана лестница;
• повешены:
- корабельный колокол;
- 3-и била.

Православные иконы


Основные архитектурные особенности

В настоящее время композиция памятника включает в себя четверик обстроенный приделами с южной и северной сторон, притвором с запада и новой колокольней над папертью. Все здание церкви стоит на высоком подклете.

Основной объем памятника - четырехстолпный трехапсидный четверик, перекрытый полуцилиндрическими повышенными подпружными сводами, несущими световой барабан.

Западные столбы в плане круглого сечения на значительную высоту почти до пят нижних подпружных сводов, где посредством прокладной плиты большего сечения они переходят в квадратные.

Восточные столбы скруглены с восточной стороны и переходят в квадратные в обычном уровне; с запада эти столбы плоские - к ним прислонялись тябла иконостаса, для которых в северной и южной стенах церкви сохранились гнезда.

Оконные проемы в барабане четверика не ориентированы по странам света, т.е. их шесть, вместо обычных четырех или восьми. Они не растесаны.

Не растесанными в позднейшее время остались здесь и основные оконные проемы в западной, северной и южной стенах четверика. Растесаны лишь центральные оконные проемы в алтаре и жертвеннике. Остальные сохранились в древнем виде. Это - щелевидные проемы с очень большими откосами внутрь; подоконники их ступенчато поднимающиеся.

Проемы дают мягкое освещение интерьера.

Древняя северная придельная церковь в плане квадратная с одной апсидой. Квадрат ее был перекрыт перекрещивающимися ступенчатыми арками.

Нижние арки были перекинуты с северной стены на южную, следующие над ними с востока на запад, затем опять с севера на юг, что подчеркивало стремление вверх к свету.

Центральную часть перекрывал световой барабан. В настоящее время этот древний северный придел имеет плоское деревянное перекрытие. От сводов сохранились лишь пяты нижних арок. Алтарь заложен, западная стена растесана. Северный придел, примыкающий к нему с запада имеет плоское перекрытие.

В южном приделе - свод коробовый, по замку которого проходит продольная трещина в направлении восток-запад. Древний притвор имеет трехчастное деление в плане, центральная часть которого перекрыта полуцилиндрическим сводом в направлении восток-запад, а боковые - отделенные от центрального свода арками - ползучими сводами в сторону северного и южного приделов.

Ярус колокольни в отметке притвора перекрыт коробовым сводом с распалубками над входными и оконными проемами.

В юго-западном углу помещения - остатки каменной лестницы, которая вела к верхнему ярусу со звонами. Церковь на высоком подклете, вход в который с северной стороны. Стены подклета, четверика, приделов выложены из псковского известняка на известковом растворе.

Интерьер подклета обмазки не имеет. В настоящее время основной объем храма - четверик покрыт позднейшей четырехскатной кровлей.

Фасады четверика разделены соответствующими внутренним столбам лопатками на 3 части, каждая из которых увенчана полукружием. Апсиды увенчаны традиционным трехчастным псковским орнаментом, состоящим из треугольников и впадинок. Барабан четверика имеет тот же узор.

Общие сведения

Церковь Василия на Горке занимает исключительное место в истории развития русской архитектуры и имеет большое градостроительное значение как для старой, так и для новой планировки г.Пскова. Это интереснейший и единственный в Пскове памятник с позакомарным покрытием при обычной планировке интерьера.


Фотографии военных лет


Рисунок и комментарий Спегальского

Храм Василия на Горке (40-50-е годы XVI века) стоял на высокой Васильевской горке, у самой стены Среднего города. Рядом высилась четырехугольная Васильевская башня, над которой была надстроена звонница. По преданию, на этой звоннице висел сполошлый колокол, поднимавший весь город в случае беды.

Короткая улица Враговка, шедшая от Печерского подворья и церквей Варвары и Николы на Усохе к Трупеховским воротам Среднего города, огибала храм Василия на Горке, давая возможность любоваться им с разных сторон.

Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru